Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /var/www/vhosts/v-3407.webspace/www/808.kz/zs.808.kz/wp-settings.php on line 18

Strict Standards: Declaration of Walker_Comment::start_lvl() should be compatible with Walker::start_lvl(&$output) in /var/www/vhosts/v-3407.webspace/www/808.kz/zs.808.kz/wp-includes/comment-template.php on line 0

Strict Standards: Declaration of Walker_Comment::end_lvl() should be compatible with Walker::end_lvl(&$output) in /var/www/vhosts/v-3407.webspace/www/808.kz/zs.808.kz/wp-includes/comment-template.php on line 0

Strict Standards: Declaration of Walker_Comment::start_el() should be compatible with Walker::start_el(&$output) in /var/www/vhosts/v-3407.webspace/www/808.kz/zs.808.kz/wp-includes/comment-template.php on line 0

Strict Standards: Declaration of Walker_Comment::end_el() should be compatible with Walker::end_el(&$output) in /var/www/vhosts/v-3407.webspace/www/808.kz/zs.808.kz/wp-includes/comment-template.php on line 0

Strict Standards: Declaration of Walker_Category_Checklist::start_lvl() should be compatible with Walker::start_lvl(&$output) in /var/www/vhosts/v-3407.webspace/www/808.kz/zs.808.kz/wp-admin/includes/template.php on line 0

Strict Standards: Declaration of Walker_Category_Checklist::end_lvl() should be compatible with Walker::end_lvl(&$output) in /var/www/vhosts/v-3407.webspace/www/808.kz/zs.808.kz/wp-admin/includes/template.php on line 0

Strict Standards: Declaration of Walker_Category_Checklist::start_el() should be compatible with Walker::start_el(&$output) in /var/www/vhosts/v-3407.webspace/www/808.kz/zs.808.kz/wp-admin/includes/template.php on line 0

Strict Standards: Declaration of Walker_Category_Checklist::end_el() should be compatible with Walker::end_el(&$output) in /var/www/vhosts/v-3407.webspace/www/808.kz/zs.808.kz/wp-admin/includes/template.php on line 0
Зал Славы Казахстана
 
 
Знаменитый айтыс между Биржаном и Сарой
13 октября 1871 года состоялся знаменитый айтыс между Биржаном и Сарой.

Биржан  родился в 1831 году в Енбекшилдерском районе Кокчетавской области, в ауле Кожагул. Умер в 1894 году. Раннее детство он провел у своего дяди Кожагула, отсюда и его фамилия. С юношеских лет увлекался пением и скоро сильный, красивый голос и блестящий импровизаторский дар сделали его желанным гостем в каждом ауле, в каждой юрте. Слава Биржана разнеслась по всему Казахстану, что и определило его дальнейший жизненный путь. Биржан происходил из зажиточной семьи, но вопреки настояниям родственников заняться "делом", избрал для себя беспокойную и изменчивую судьбу профессионального певца.

Известно, что летом 1865 года в Кокчетав приезжал Омский генерал-губернатор. Приезд знатного гостя, естественно, привлек массу народа. Со всех концов громадного Кокчетавского уезда стекался различный люд: поэты, музыканты, борцы, наездники и просто любопытствующие.

На этом празднике Биржану пришлось испить чащу горечи и унижения. Полный негодования Биржан высказывает гневный протест и жгучую ненависть к чванливым и корыстолюбивым правителям в песне "Жанбота".

Жанботу - волостного родил Карпык,

Жанбота к чинам и власти привык.

Друг его Азнабай средь белого дня

Посылал отнять домбру у меня.

Я - акын. Я не отдал домбры моей,

Хоть пытался ее вырвать злодей...

Жанбота! Где ты видел такой закон,

Чтоб свободного бить кто-то посмел?...

Песни Биржана отражают несгибаемость его духа, его протест и борьбу против бесправия и насилия. Стихи его это не отвлеченные образы и лирические раздумья, а непосредственный отклик на конкретные события, выраженный в поэтической трепетной, экспрессивной форме.

Странствуя по просторам казахской степи, Биржан побывал во всех ее уголках, везде находя источники поэтического вдохновения. Как-то, заехав в аул бая Ак-тентека и увидав его дочь Ажар, он посвятил ей лирическую песню "Тентек". Так же родилась другая песня "Жаймашуак". А встреча с девушкой Айтбай вызвала к жизни одну из лучших его песен. "Айтбай" наиболее полно раскрывает вдохновенно-поэтический характер певца, эта музыкальная характеристика возвышенных черт девушки и в то же время своеобразное обобщение любви к родному краю. В ее звучании ощущается бесконечность степи, исполненной красоты и поэзии.

В зрелом возрасте повстречался Биржан с известной в Семиречье певицей и поэтессой Сарой. Их поэтическое и песенное состязание состоялось, по предположению А.К.Жубанова, в местечке Ешки-Ульмес. Дошедшая .до нас поэма " Айтыс Биржана  и  Сары ", по преданию, создана самой Сарой. Сейчас трудно судить, как проходил этот  айтыс , какие пелись песни, но из дошедшего описания видно, что  Сара  подчеркивала великолепное вокальное мастерство  Биржана , его блестящий дар импровизатора. Это состязание еще больше укрепило славу певца.

Социальная, гражданская тема получает свое яркое выражение в песне "Биржан-сал". Пылкая поэтическая натура Биржана, нашедшая выражение в его талантливом творчестве, слилась с понятием "сал", что означает "избранник народа".

Биржан я, Кожагула сын.На свете никому не делал зла,

Спины не гнул, не клянчил и не льстил,

Что поэту восхваленье и хула?!

поется в песне. В ней певец поднялся до понимания своей общественной роли.

Углублению гражданских мотивов немало способствовала встреча Биржана с Абаем Кунанбаевым, происшедшая, вероятнее всего, во второй половине 80-х годов. Знакомство с великим поэтом, просветителем положительно повлияло на творчество Биржана. Песня "Биржан-сал акын" носит печать влияния абаевской песенной лирики, поскольку в ней поется о человеческом достоинстве поэта, его гражданском долге и печальной участи бедняка.

Для джигита бедность - злая западня,

Жить он не захочет, потеряв коня.

Ну, а если друга нечем угостить,

От стыда умрет он, не прожив и дня.

Восхищенный абаевской поэзией, Биржан сочиняет песни на его стихи. По-видимому, в это же время состоялась встреча Биржана с известным казахским певцом Ахан-серы. Биржан встречался и со многими другими выдающимися деятелями народного искусства. Неоднократно участвовал он в  айтысах .

Последние годы жизни  Биржана  были омрачены тяжелыми испытаниями: вместе со старостью пришла бедность, над которой сам певец горько иронизировал, а с бедностью - недуги и одиночество. Если нужду и старость Биржан переносил со стойким спокойствием, даже с иронией, то одиночество и непонимание были для него слишком тяжелы. Глухая стена недоброжелательства вызвала с его стороны отчужденность и замкнутость. В песнях последних лет Биржан стремится выразить тоску по безвозвратно ушедший молодости и славе. Все это для окружающих настолько выходило за рамки привычного, что Биржана признали психически больным. Последние три года он провел связанным в своей юрте и умер в тяжелейших муках в 1894 году. Перед кончиной Биржан сочинил песни "Асыл-Ахык" и "Темиртас", обращенные к детям.

Свободолюбивый образ великого певца получил свое воплощение в опере Мукана Тулебаева " Биржан  и  Сара ".

Благодаря опере Тулебаева драматическая судьба акына  Биржана Кожагулова, исполненная борьбы со злом, пороком, несправедливостью, живет в памяти народа.